НАВАРАТРИ
Наваратри празднуется дважды в год, один раз в месяце Чаитра, а второй в месяц Асваюджа.
Оба являются посвященными поклонению и прославлению Божественной Матери.
То Наваратри, что празднуют в месяц чаитра(апрель-май) называется Васанта-наваратри, а иногда и Рама-наваратри. наваратри, празднуемые в месяц асваюджа(сентябрь-октябрь) называется Дурга - пуджа.
Дурга-пуджа или Наваратри начинается в первый день и заканчивается на 10 день светлой луны месяца асваюджа. Это знаменует собой победу Дурги над Махиша-асурой. В Бенгалии Ее образу поклоняются в течении девяти дней и затем Ее образ опускают в воду. Десятый день называют Виджайа Дашами или Дассера.
Дурга-пуджа, празднуется по всей Индии, в каждом уголке страны праздник обогащается особенными чертами того или иного региона. Но независимо от тех или иных внешних отличиях, внутренняя суть праздника сохраняется единой.
Основная цель праздника состоит в почитании и поклонении Богине, в ее аспекте Шакти или Силе, дарования людям богатства и благополучия, процветания, знания, как светского, так и духовного, и других благословений. Но независимо от молитв и просьб возносимых Богине, их основой остается предание, поклонение и достижение Богини. Делается это сознательно или нет, но другой цели нет. Каждый благословляется Ее милосердием и любовью, каждый находит покровительство Богини.
Дурга означает «непобедимая» или "труднодостижимая".
Слог ду напоминает о четырех асурах - это: бедность (даридра), страдание (духкха), голод (дурбхикша) и дурные привычки (дурвьясана).
Звук р - означает болезни (рогагхна), а слог га — грехи (папагхна), несправедливость, жестокость, леность и прочие дурные наклонности. Таким образом, богиня Дурга уничтожает все виды зла, символизируемые звуками ду,р и га.
Поклонение Дурге было распространено с древнейших времен. Господь Рама обращался к Матери Дурге с молитвой, чтобы добиться победы в сражении с царем Раваной.
В «Махабхарате» Кришна наставляет Арджуну, чтобы тот обратился к Дурге за помощью в борьбе с Кауравами.
Вайшнавы поклоняются Дурге как йога-майе Вишну, а шайвы почитают ее как супругу Шивы.
Вайшнавы и шакты называют ее также Умой или Парвати. Шакты верят в то, что она является маха-майей, коренной причиной мира имен и форм.
В «Дурга-саптшати», священном тексте приверженцев Дурги, приводятся ее 108 имен; это означает, что она являет собой все облики Божественной Матери, то есть саму Божественную Мать. В «Маркандейя-пуране» рассказывается история о проявлении Дурги. Однажды изо рта разъяренных Вишну, Шивы и Брахмы изошел огромный светящийся шар. В тот же миг такие же шары возникли из уст других разъяренных богов и полубогов. В результате все испущенные богами и полубогами свечения слились в одно: сияние распространилось во всех направлениях, а боги и полубоги узрели ослепительный и лучистый пламенный шар непреодолимой силы и энергии.
Сияние силы медленно превратился в Богиню.
Ее лицо было соткано из света, изошедшего из уст Шивы.
Свет Рамы наделил Ее длинными темными волосами, а лучезарность Вишну — двумя руками. Лунный свет дал Ей две груди, а свечение Индры — среднюю часть туловища. Бедра были рождены сиянием Варуны, а ягодицы — теджасом Притхиви. Свет Брахмы стал Ее ступнями, а кончики пальцев ног возникли из лучей Солнца. Свет Васу превратился в пальцы Ее рук, а сияние Куберы — в Ее нос. Три глаза Богини возникли из сияния Агни. Уши были рождены светом Марута, а остальные части тела появились из сияний Вишвакармана и других богов.
Все Боги даровали Дурге могущественное оружие.
Шива сотворил из собственного трезубца еще один и подарил его
этой Богине.
Вишну создал диск из своей чакры. Варуна дал Ей копию своей раковины, Паван — лук и стрелы, а Индра сделал из своей ваджры еще одну стрелу. Йама, бог смерти, даровал Ей данду (жезл), а Брахма — камандалу (сосуд для воды).
Солнце наполнило своим свечением все поры тела Богини, а Кала одарил Ее мечом и щитом. Вишвакарман преподнес Ей боевой топор и непробиваемые доспехи.
Так Дурга получила самые разные средства нападения и защиты. Эта история из «Маркандейя-пураны» показывает, что Дурга представляет собой обобщенный символ всех божественных сил.
Она возникла из сияния всех Богов и потому несет в себе сущность каждого из них.
В «Сканда-пуране» Дурга идентифицируется с Изначальной Пракрити и Шакти. В «Бхава-упанишаде» Она восхваляется как Брахмарупини. В «Курма-пуране» она идентифицируется с Ниргуна-Брахманом.
Она возникла в самом начале времен, еще до того, как началось сотворение. Рассказывают, что Вишну спал, и во время этого йогического сна из его пупка появился Брахма-Творец. Брахма не осознавал цели своего рождения и потому принялся медитировать на спящем Вишну. В это время из грязи в ушах бога Вишну были порождены два могущественных асура, Мадху и Кайтабха; они бросились к Брахме, чтобы убить его. Брахма был недостаточно силен, чтобы уничтожить демонов и обратился с молитвой к Шакти-Махамайе. На молитвы Брахмы явилась Божественная Мать; Она разбудила Вишну и показала ему нечестивые намерения Мадху и Кайтабхи. Вишну сражался с этими асурами в течение пяти тысяч божественных лет, однако тоже не смог их уничтожить. Тогда Божественная Мать околдовала их и заставила произнести такие слова: «Вишну, мы достаточно долго бились с тобой. Проси чего хочешь». Скованным собственным словом асурам пришлось исполнить желание Вишну — тем временем сам Вишну выхватил свой метательный диск и отсек им головы.
В «Дурга-саптшати» рассказывается другая история. Давным-давно на свете жил царь Суратха — в полной беспомощности он обитал в лесу, ибо враги отняли у него царство. Оставаясь в лесу, он стал одержим непрестанными мыслями о своем царстве, сокровищах и дворце. Однажды царь Суратха повстречал торговца по имени Самадхи. Этот торговец был обманут и ограблен собственными женой и детьми, которые выгнали его из дому. Торговец тоже постоянно вспоминал об утерянном богатстве; царь испытал к нему сочувствие, и они сдружились. Они вместе построили в лесу ашрам и поселились в нем. В один прекрасный день им случилось принимать в качестве гостя великого святого по имени Медха Риши — он поведал им историю Божественной Матери и рассказал о том, что надлежащее поклонение ей способно положить конец их бедствиям. Существует еще одна история о могущественном демоне по имени Махиш, или Махишасура; его дар заключался в том, что никто не мог убить его, за исключением прекрасной женщины. Получив такой дар, он стал неуязвимым, победил Индру (бога небес) и низверг его с престола. Демон покорил все три мира и изгнал богов из их обители на небесах. Боги во главе с Брахмой и Вишну отправились к Шиве и рассказали ему о жестокости и коварстве Махиша. Услышав об этих злодеяниях, Шива пришел в ярость, однако он понимал, что дар демона делает его таким же беспомощным, как и всех остальных богов.
Только Божественная Мать смогла положить конец этой ужасной драме. В ярости Шива изверг из уст луч света, после чего такие же лучи породили все боги и полубоги. Лучи света соединились и проявились в облике прекрасной Богини. Богиня издала рев, от которого содрогнулись все три мира; услышав его, Махишасура отправил своих полководцев, чтобы те уничтожили новорожденную силу. Все великие полководцы Махишасуры — Чикшур, Чамар, Удагра, Махахану, Аси-лома, Вашкал и Видалакша — один за другим являлись со своими армиями на битву, однако были уничтожены Божественной Матерью Дургой.
После смерти его верных полководцев Махишасура лично появился на поле битвы, и сражение началось — он оборачивался то быком, то львом, то слоном. Он то стоял на земле, то поднимался в пространство и вел битву оттуда.
Затем Божественная Мать сошла со своего льва, прыгнула на плечи Махишасуры и отсекла ему голову. Его смерть вызвала среди богов волну радости, и все они восславили Дургу. Таким образом, о Дурге рассказывают множество историй, которые являются одновременно и очень похожими, и достаточно различными.
Божественная Мать воплощается в формах, чтобы установить равновесие и гармонию, покой и благополучие. Все истории о Дурге и других воплощениях Божественной Матери связаны с непрестанной борьбой между божественными и демоническими силами, вечными парами противоположностей.
Существование мира имен и форм невозможно без такой борьбы. Демонические силы саморазрушительны, однако чрезвычайно
могущественны, тогда как Божественные Силы созидательны и действенны, однако замедленны. В начале перевес обычно на стороне демонических сил, ибо они объединяются вместе, а Божественные Силы оказываются рассеянными. Однако после того, как демонические силы вызывают нарушение равновесия, все боги объединяются, сливаясь в единую Божественную Силу - Шакти — она проявляется в облике Богини или Бога, чтобы уничтожить зло и восстановить утраченное равновесие.
Демонические силы опираются на эгоистичность, корысть и истязание других, а Божественные — на самопожертвование, покаяние, самоотверженное служение, любовь, всеобщее братство и способность видеть Божественное в любой частице сущего.
Древние легенды о Богах и Богинях подчеркивают победу добра над злом в той борьбе, которая протекает внутри каждого человеческого существа.
Стремление к роскоши, материальным обретениям и физическим удобствам представляет собой демоническую силу внугри нас; она проявляется в форме гнева, ненависти, алчности, гордыни, ревности, заблуждениях, тщеславии, зависти и привязанностях. Эти силы поднимаются на поверхность, когда бы у человека ни возникли корыстные интересы.
В противоположность им, преданность, милосердие, любовь и мысли о Всеобщем Благе человечества представляют собой Божественные Силы внутри человека; они проявляются как дисциплинированность, ненасилие, вера, уверенность, подлинная самоотверженность и отрешенность от любых личных обретений.
Дурга являет собой недвойственное существование наполненного энергией сознания.
Будучи Божественной Матерью, Она уничтожает дисгармонию, вызывающую нарушения равновесия в феноменальном мире. Она желает добра всем и каждому — даже тем, кого уничтожает, ибо Она приходится матерью и этим созданиям.
После того, как Она уничтожила Махишасуру, Боги спросили: «Мать, Ты могла бы испепелить Махишасуру и его полководцев своей божественной лучезарностью. Почему же Ты участвовала в этом ужасном сражении?»
Божественная Мать ответила: «Если бы я просто испепелила их, они оказались бы в аду, и тогда им трудно было бы совершенствоваться и развиваться. Однако благодаря сражению со мной и гибели от моей руки они попали в рай, где смогут превратиться в добрых существ».
Таким образом, Дурга стремится не просто уничтожить зло, но преобразить его в благую энергию. Чаще всего Дурга изображается восьмирукой, хотя иногда число рук может равняться десяти, а в облике Махадурги она имеет двадцать рук. Ей в равной мере поклоняются и Боги, и асуры, и люди всех каст и убеждений
Деви и Шакти, Божественная Сила, которая проявляет, поддерживает и разрушает вселенную, является единственной Силой Бытия. Фактически, поклонение Деви не является сектанским, оно не принадлежит какому либо культу. Под Шакти, мы можем понимать исуществование всех форм жизни и бытия вообще, силу знания и всеведения. Эти проявления являют признаки Бога, мы можем называть Его Вишну или Шива, как желаем. Другими словами, Шакти это сама способность Абсолюта, в его проявлении многообразия и Богов проявляющими этот мир.
Шакти и Шакта - единое целое; сила и обладающий силой, не могут быть разделены, Ишвара и Шакти подобны огню и жару огня.
Деви - это Великая Шакти. Она Майа, поскольку из ее майи, происходит сансара. Как Владычица Майи, Она - Махамайа. Деви - это Авидья(Незнание), потому что Она связывает и Она Видьйа(Знание), поскольку Она освобождает и уничтожает сансару. Она Пракрити, как существующая изначальнее, чем создание - Адья Шакти. Деви является Вачакашакти, манифестацией чит в Пракрити, Она - Вачьйашакти или чит в Самости. Атма - это Деви. Шакти, это Брахман в Его аспекте матери(Шри Мата), как Творца и Держателя миров.
Деви, как Парабрахман, находится за пределами всех форм и гун.
Шакти является также майей, благодаря которой Брахман создает Вселенную, чтобы проявить Себя отличным от Того, Кем Он является. Шакти является Мулапракрити или непроявленным бытием, когда Вселенная находится в проявленном состоянии. Это первопричина, состящая из трех гун или качеств - саттва(тот, который проявляет), раджас(тот который действует) и тамас( тот, который скрывает и производит инецию). Три гуны представляют Природу как открытие или проявление Духа. Таким образом, Деви это гунанидхи( та, которая порождает гуны). Мулапракрити, можно сравнить с маткой, в которую помещается семя Брахмана, в результате соединения которых происходит нарушение "равновесия" гун. Из этого, гуны в различных их комбинациях или соединениях, развиваются
под "контролем" Шивы(чит), как Вселенная, которая управляется Махешварой и Махешвари. Такая "двойственность" Шивы и Шакти, которые проявляются в Парашакти - майа и пронизывают всю вселенную, присутствуют в человеке как СвайамбхуЛингам, обвитый Кундалини в Муладхара-чакре. Шабдабрахман, принимает форму кундалини в теле человека и всех дышащих существ. Кундалини - светящиеся жизненная энергия(джива-шакти), которая проявляется как прана и дремлет в муладхаре.
Дурга является Божественной Матерью. Она - энергия Ишвары. Без Дурги, Шива не выразим и без Шивы, Дурга не существует. Шива - душа Дурги; Дурга идентична и едина с Шивой.
Шива - безмолвный свидетель, Он неподвижен и неизменчив, Егоне затрагивает мировая игра. Именно Дурга творит все сущее.
Сражаясь с армией Махиша-асуры, Дурга Ма проявилась в девяти формах:
-Шайлапутри - является Шакти трех богов - Брахмы, Вишну и Шивы. Она восседает на быке и держит в своих руках тризубец и цветок лотоса.
-Брахмачарини - являет собой основу всех аскез и садхан. Она сияет благословением и счастьем, Она дарует освобождение.
-Чандрагханта - источник храбрости и смелости, Она восседает на льве и держит в своих десяти руках различные виды оружия. Она уничтожает зло и невежество.
-Кушманди - восседает на льве, держа в своих восьми руках оружие. Она является олицетворение Божественного присутствия и милости Божества.
-Скандамата - Божественная Мать Сканды. Она сияет светом и жаром, подобно огню. Она восседает на льве и является свидетелем всего происходящего. Ее три глаза подобны Всевидящему закону справедливости.
-Катьяйяни - Очаровывающая Богия Вриндавана. Ее золотистое тело озараяет просторанство подобно солнцу. Она восседает на льве, держа в своих четырех руках божественное оружие.
-Каларатри - ее вахана осел. Эта форма Деви, рассеивает тьму в своих преданных и дарует свободу от страха и бед.
-Махагаури - подобна восьмилетней девочке и сидит на быке, в своих четырех руках, она держит оружие и дарует свои преданным внутренний покой.
-Девадути или Сиддхидхатри - источник всех мистических совершенств и достижений. Ее вахана бык и в своих четырех руках она держит оружие. Она одаривает свои преданных всеми совершенствами.
Во время Наваратри, также поклоняются каждому проявлению Дурги.
Молитва девяти формам Дурги.
(представленным девятью буквами Наварна-мантры)
oM hrIM duM
1. jagatpUjye jagadvandye sarvashaktiswarUpiNi
sarwAtmikeshi kaumAri jaganmAtarnamo’stute!
oM shailaputryai namaH
2. tripurAM triguNAdhArAM mArgaGYAnaswarUpiNIm
trailokyavanditAM devIM trimUrtiM praNamAmyaham!
oM brahmachAriNyai namaH
3. kAlikAM tu kalAtItAM kalyANahR^idayAM shivAm
kalyANajananIM nityAM kalyANIM praNamAmyaham!
oM chandraghaNTAyai namaH
4. aNimAdiguNaudArAM makarAkArachakShuSham
anantashaktibhedAM tAM kAmAkShIM praNamAmyaham!
oM kUShmANDAyai namaH
5. chaNDavIrAM chaNDamAyAM chaNDamuNDaprabha~njinIm
tAM namAmi cha deveshIM chaNDikAM chaNDavikramAm!
oM skandamAtre namaH
6. sukhAnandakarIM shAntAM sarvadevairnamaskR^itAm
sarvabhUtAtmikAM devIM shAmbhavIM praNamAmyaham!
oM kAtyAyanyai namaH
7. chaNDavIrAM chaNDamAyAM raktabIjaprabha~njinIm
tAM namAmi cha deveshIM gAyatrIM guNashAlinIm!
oM kAlarAtryai namaH
8. sundarIM swarNasarwA~NgIM sukhasaubhAgyadAyinIm
santOShajananIM devIM subhadrAM praNamAmyaham!
oM mahAgauryai namaH
9. durgame dustare kArye bhayadurgavinAshini
praNamAmi sadA bhaktyA durgAM durgatinAshinIm!
oM siddhidAtryai namaH
oM aiM hrIM klIM chAmuNDAyai vichche!
1. Поклонение Матери мира, Каумари (шакти Сканды), Владычице, Сущности всего, Форме всех Шакти, Которой поклоняется и возносит молитвы весь мир!
2. Я поклоняюсь Богине, Чей образ тройствен, почитаемой тремя мирами, Форме Знания Пути, Основе трёх гун, Трипуре!
3. Я поклоняюсь Благой и Вечной, Родительнице Блага, Возлюбленной Шивы, Калике, Чьё Сердце благостно, превосходящей всё проявленное!
4. Я поклоняюсь Страстноокой, имеющей бесчисленное множество аспектов, Той, чьи глаза имеют форму рыб, исполненной всех лучших качеств и сиддхи!
5. Поклоняюсь Владычице богов, Гневной, Страстной и Могучей, Силе Иллюзии, уничтожающей демонов Чанду и Мунду!
6. Я поклоняюсь Супруге Благостного (Шамбху, Шивы), Богине, Сути всего существующего, Которой поклоняются все боги, Спокойной, Дарующей счастье и Блаженство!
7. Поклоняюсь Владычице богов, Гаятри, исполненной всех благих качеств, Страстной и Могучей, Силе Иллюзии, уничтожающей демона Рактабиджу (т.е. Богине Бхадракали)!
8. Я поклоняюсь Прекрасной Богине с золотым телом, Субхадре (сестре Шри Кришны), рождающей удовлетворение (т.е. Богине в образе Сантоши Ма), дарующей счастье и красоту.
9. Всегда с Любовью и преданностью поклоняюсь Дурге, уничтожающей нищету и болезни, страх и препятствия в трудных ситуациях!)
(Перевод Арджуны Тарадасы.)
Поклонение Деви или Шакти - это поклонение Божественной Славе, Величию и Могуществу.
Наваратри является одним из величайших почитаний Деви, когда каждый ищет покровительства и предания Великой Матери.
Внешне, празднование отмечается большой пышностью и торжественностью, но внутренний праздник, это победа над внутренними демонами человека и победа Шакти, которая выражается в переживании единства с Божественной Матерью - Парашакти, которая есть Высшая Реальность - Парабрахман.
Как правило, первые три дня почитают Богиню Дургу в Ее гневных формах. Почитая Богиню, как великую Разрушительницу, Ее молят о разрушении и уничтожении внутренних демонов, что являют собой наши несовершенства и невежество. Вознося молитвы Метери Богине, в Ее гневном аспекте, мы просим о защите во время садханы, об искоренении из наших сердец всего темного, что мешат нам увидетьи лицезреть Истину, что мешает нам обнаружить наше единство с бесконечной Высшей Реальностью.
Мать Дурга, как заботливая Мать, всегда приходит на помощь своим детям, трансформируя и обращая в пепел, подобно огню, нашу низшую природу. Исправляя все наши недостатки и даруя нам благословение видения Истины, Мать Дурга принимает непосредственной участие в судьбе каждого живого существа.
(с) Шив Шакти Кул
(c) Шива Анураг
Комментариев нет:
Отправить комментарий