20.10.2010

Кибела/Cybele/Κυβέλη/باللاتينية


В Пессиносе, во Фригии, с архаичных времен Кибеле поклонялись, как Агдистис.
В 203 г. до н.э., культ получил новую волну развития и с большой помпезностью переносится в Рим.
Культ Кибелы был общепринятым до 5 века до н.э. в Греции, где Богиня упоминается, как Верховная Теон Идайа(Мать Богов, с горы Ида).Упоминания о поклонении Кибеле встречаются у Пиндара и Эврепида, и у других античных авторов. Однако, классические греческие авторы не упоминали о транссексуальном оттенке и скопцах культа, хотя и упоминали о кастрации в культе Аттиса. Культ Кибелы в Греции был очень близок с культом Диониса.

Анатолийский культ Кибелы.

Анатолийский культ Кибелы берет свое начало еще с Бронзового века.
Статуэтка найденная в Чатал Хюйюк, датируется приблизительно 6000 до н.э. и изображает тучную и плодовитую Богиню Мать, а процессе рождения. В ее святыне г. Чатал Хюйюк(. Çatalhöyük), она изображена с короной, и являет образ защитницы городов.

Во втором тысячелетии до н.э. Кибела была известна Хеттам и Харрианам, как Кубаба.
Во Фригии Рея-Кибела почиталась, как Агдистис, в городе Пессиносе был огромный храм, который упоминается географом Страбо. Именно в Пессиносе, ее сын и любовник Аттис собирался женится на дочери царя, когда Агдистис-Кибела появилась в устрашающем облике, то он себя кастрировал.

На древних Фригийских изображениях Кибелы, ее можно увидеть на фасадах зданий, особенно в дверном проеме. Она изображена одетой в колоколообразную одежду(балахон), ее голову украшает цилиндрический головной убор и все тело покрывает накидка. Во Фригии она в сопровождении хищной птицы. Также, она сопровождается львами, которые символизируют ее агрессивной, но доступной укрощению, силы.

Скульптор Агоракритос, ученик Фэйдиаса, изобразил Кибелу, чье изображение стало стандартным при всех ее изображениях. Эта скульптура изображала Кибелу сидящей на троне, с царской осанкой, ее рука опиралась на льва, а другая на барабан, который символизирует полную луну и затмение.
Кибела и Аттис.

Богиня изображается одинокой фигурой, 8-6 столетия до н.э. Позже к ее изображению присоединяется ее сын Аттис, который испытал ее ревность. Он в экстазе кастрировал
себя и в последствии умер. Огорченная Кибелла вернула его к жизни. Вечно зеленая сосна и плющ был священныи растениями Аттиса.

Некоторые экстатические последователи культа Кибелы, известные в Риме, как галли, кастрировали себя подобно Аттису. Для Римских поклонников Кибелы - Матер Магна, кто не был готов пойти на такой шаг, существовала замена в виде кастрации священного животного Кибелы - быка. Упоминаются также сведения из которых известно, что быки транспортировались в Лион для святилища Кибелы.

Эгейский культ Кибелы, был распространен по всему побережью Эгейского моря, на островах, во внутренних областях Анатолии и Сирии, особенно был любим в Афинах.

В Александрии, Кибеле поклонялось греческое население, как "Матери Богов, Спасительнице, которая слышит просьбы просителей" и как " Единственной Матери Богов". Эфес, один из главных центров торговли, был городом почитания Кибелы(около 10 столетия до н.э.), ее мистерия была одним главных празднеств города.

Однако среди патриархальных скифов(живших к северу от Фракии), культ Богини не нашел поддержки. Геродот упоминает, что скиф Анахарсис(6 век до н.э.) после путешествия к грекам и преобретении обширных знаний, был казнен скифами из-за того, что пытался привнеси в их культуру чужестранный культ Богини Матери.

Римский культ Кибелы.

В Риме, когда поклонение Кибеле, как Магна Матер, было официально оформлено в 203 г. до н.э., Рим был участником Второй Пунической Войны. В предыдущем году из пророческих книг, некоторые стихи описывают, что всякий раз, когда противник пытался вести войну против Рима, он может быть побежден только в случае, если Магна Матер и ее культ будет привнесен из Пессионоса(Фригия) в Рим. В порту Остия, Богиню встречали все женщины, и когда статуя Богини "нисходила" на берег, ее должны были нести девы к храму Победы на Дворцовом Холме. День, когда это произошло - 12 апреля, соблюдался в последствии, как фестиваль Мегалесия.

В Риме, ее фригийское происхождение было упомянуто, как Катуллус, известная поэма, которая основана на истории Аттиса и описывает помпезное поклонение Кибеле:
"Придите все и следуйте Фригийскому дому Кибелы, фригийским лесам богини, где играют цимбалы и тамбурины, где фригийский флейтист дует в изогнутую флейту, где коронованные плющом трясут своими головами"

Римское поклонение и преданность Кибеле были очень глубокими. Не случайно, когда строилась Базилика, она была построена на месте храма Кибелы и называется - Базилика ди Санта Мария Маджиори( для сравнения Магна Матер - Верховная Мать).



Поклонение Кибеле проникло также и в Мавританию.
В Мавритании(кроме Сетифа), после пожара, священнослужители и поклонники восстанавливали храм Кибелы и Аттиса-288 г н.э. Новый храм включал в себя и статую Богини из серебра и колесницу, которая везла ее во время процессий, навес которой украшался кисточками в форме еловых шишек.

В наше время, Кибелу можно увидеть(ее статую) в Мадриде на площади Кибелы - Plaza de Cibeles.

Также в наши дни, Кибеле поклоняются, как одному из проявлений Богине и Женской Силе(Female Force) последователи "Нью-Эйдж", Виккане и др. Сравнивая и сопоставляя сходства всех Богинь - Кибела, Кали, Изида, Деметра, Геката и т.д. Но сам культ, с экстатично-оргаистичными мистериями канул в лету, как и сам культ плодородия(умирание и воскрешение природы), отображенный в почитании Кибеле, и умерщвлении и воскресению Аттиса.




Кибела (K u b e l h) · богиня фригийского происхождения, близкая по своим функциям богине Рее(1) и иногда отождествлявшаяся с ней. Носила также имена: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая мать богов. Мифы о Кибеле связаны с историей юного Аттиса.
Богиня требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы Кибелы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини.
На золотой колеснице с зубчатой в виде башни короной на голове Кибела появлялась всегда в окружении безумствующих корибантов(2) и куретов(3), диких львов и пантер. Она - владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие.
Культ Кибелы в Риме введен в 204 году до н.э. в конце второй Пунической войны, в период активной экспансии Рима на Восток. Он слился с чисто римскими представлениями о богине посевов и жатвы Опс. Празднества в честь Кибелы были наиболее пышными в эпоху империи, когда особое развитие получил религиозный синкретизм и Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства. Овидий в "Фастах" подробно рассказывает об учреждении Магалезийских игр в честь богини. Лукреций в поэме "О природе вещей" рисует картину шествия Идейской матери - защитницы городов, дарующей плоды земли.
------------------------------------------------------------------------------
1). Рея (R e i a) · древняя богиня, титанида, дочь Урана и Геи, сестра и супруга Кроноса, родившая ему Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона и Зевса. Кронос, боясь быть лишенным власти, пожирал своих детей, но Рея, по совету родителей, спасла Зевса. Кроносу вместо сына она подложила запеленатый камень, который он и проглотил, а сына втайне от отца отправила на Крит, на гору Дикта. По одному из вариантов мифа, Рея обманула Кроноса при рождении Посейдона. Она спрятала сына среди пасущихся овец, а Кроносу дала проглотить жеребенка, сославшись на то,что именно его она и родила.
В период поздней античности Рея отождествлялась с фригийской Великой матерью богов и получила имя Реи-Кибелы, культ которой отличался оргиастическим характером. Свиту Реи на Крите составляли куреты и корибанты.

2) Корибанты (K o r u b a n t e z) · спутники и служители Великой матери богов Реи-Кибелы. Имя корибанты - негреческое, культ карибантов малоазийского происхождения, имеет экстатический характер. В Греции распространился не ранее VII в. до н.э. По одному из мифов (Apollod. I 3, 4), корибанты - дети Аполлона и музы Талии.

3). Куреты (K o u r h r e z) · демонические существа, составляющие вместе с корибантами окружение Великой матери богов Реи-Кибелы и младенца Зевса на Крите. Заглушали его плач ударами копий о щиты, тимпанами, экстатическими криками и плясками (Diod. V 70, 1; Strab. X 3, 7). Происхождение куретов неясно. Они дети земли Геи (Diod. V 65) или Афины и Гелиоса (Strab. X 3, 12). Согласно одной из версий мифа, они выходцы с Эвбеи, во Фригии воспитали младенца Диониса (X 3, 11 -12). Их часто отождествляли с кабирами, дактилями и тельхинами, празднества в честь куретов смешивались с самофракийскими и лемносскими (X 3, 20).
Куретам и корибантам посвящены орфические гимны (XXXVIII, XXXIX, XXXI). В период поздней античности куреты и корибанты составляли окружение Афины, которая даже именовалась вождем куретов (Procl. In Crat. 406 d.p. 112, 14 Pasquali). Куреты наставляли людей полезным занятиям: приручению животных, пчеловодству, постройке домов (Diod. V 65). Они наделены как культурными функциями (как дети Афины), так и функциями божеств плодородия, будучи хтонического происхождения (как дети Земли).
------------------------------------------------------------------
Мать всех бессмертных богов и смертных людей восславь мне,
Дочерь великого Зевса, о звонкоголосая Муза!
Любы ей звуки трещоток и бубнов и флейт переливы,
Огненнооких рыканье львов, завывания волчьи,
Звонкие горы и лесом заросшие логи глухие
Радуйся же песне и ты, и с тобой все другие богини!

Гомер



(с) Шива Анураг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий