05.01.2011

TIKA

BINDI aur TILAKA

Не каждая точка - бинди является тилаком, и не каждый тилак выглядит, как точка или бинди.






------------------------------------------

Бинди переводится с санскрита, как капля. Идеально ровная бинди наносится исключительно женщинами.
Самое раннее упоминание о бинди, как и о тилаке содержится в Риг-веде; в гимне, который описывает Бхагавана Сурью, чья супруга - Богиня Уша(Рассвет) украшает свое чело красной точкой, как символ восходящего солнца.

Сама бинди является благоприятным знаком, который символизирует чистоту помыслов и сознания, благополучия и процветания.

а). Что касается бинди, которую наносят только женщины.

Существует мнение, что красный цвет бинди, символизирует кровь. Есть мнения, что в древнем обществе ариев существовал обычая, согласно которому, жених наносил на лоб невесты свою собственную кровь, как символ женитьбы и заключения брака.
Позже этот обычай был заменен на нанесение бинди синдуром или кумкумом. Красная бинди обозначает семейный т.е. замужний статус женщины, хотя на Юге Индии ношение бинди или потту(тамил.) является обязательным и для девочек и незамужних девушек.

Считается, что без бинди, украшение невесты не полно. Когда жена приходит в дом мужа с красным бинди на лбу, это предрекает процветание и благополучие молодоженов и дома.

Красителем для бинди служит кумкум, который так же играет важную роль в религиозной сфере. Как правило замужние женщины окрашивают красным цветом пробор на голове, но для этого используется синдур.

Кумкум и синдур - это два различных материала, хотя и имеют одинаковый цвет. Кумкум изготавливается из красной куркумы, а синдур изготовляют с применением оксида цинка.


Если, к несчастью, женщина становится вдовой, то ей запрещено носить бинди. Но, некоторые наносят бинди из куркумы(желтого цвета), что естественно не является показателем вдовы, но для того, чтобы показать, что семья пребывает в трауре. Так же, многие женщины во время "ежемесячных проблем" воздерживаются от нанесения бинди.

И синдур, и кумкум являются благоприятными символами, привлекающими все светлое и благоприятное в жизнь семьи.
Для женщин это выражается, как символ собхагья или символ благосостояния и процветания в замужестве.





б) Что касается ношения бинди или точки мужчинами.

Мужчины носят ярко-красную бинду, как символ духовной чистоты и мудрости.
На сегодняшний день, большинство мужчин носят бинду из кумкума во время поклонения в храмах, религиозных обрадов или после таковых.
Да и то, в большинстве случаев одиночная бинду выглядит не как идеальная окружность, а как вытянутая или смазанная вверх.

Помимо религиозного значения бинду у мужчин является отражением их удачи и добродушия, но в основном имеет место во время шади или брачных церемоний.

Кроме кумкума, точка в ряде случаев ставится абхир или сажей(не путать с пеплом!).

 




в) Что касается внутреннего смысла бинду, который наносится, как тилак и т.д.

- почему бинди ставится в области межбровья?

Область межбровья соответствует расположению аджна-чакры, в большинстве своем, область межбровья ассоциируется со знаниями и мудростью. Во время концентрации внимание собирается в районе межбровья.
Если мы обратимся к текстам посвященным тонкой системе строения человека, а так же к тантрическим текстам, то мы узнаем, что сила известная, как Кундалини пробудившись стремится вверх. В аджна-чакре Кундалини-Шакти соединяется с Садашивой и человек обретает свободу от заблуждения и неведения, а когда постигается единство Абсолюта, что описывают, как достижение сахасрара-чакры - человек достигает освобождения.

Так же, тика или тилака, как бинду или капля, в йогической практике служит "мягчяющим средством" при пробуждении Кундалини-Шакти, в момент Ее соединения с Садашивой.
Подобно тому, что Бхагаван Шиваджи способен взглядом своего третьего глаза испепелить всю Вселенную, так и садхак при духовном преображении, когда Шакти и Шива соединяются, и есть только То, что не разделено и вечно едино. Он обращает в пепел, все то, что его связывает оковами неведения, все три мира для него уничтожены.

Так джива освобождается от всех оков, распознает свою вечную природу и обретает знание Атмана - сат-чит-ананда.


Когда наносится бинду или тилак, то каждый размышляет о том, что он - есть Брахман, свободный от всей двойственности.
Поэтому в многие храмы без тилака не пускают, поскольку во время нанесения тилака человек максимально сосредотачивается на Высшем, оставляя свое эгоистичное "я" за пределами храма.
Таким образом, бинду может символизировать то, что человек приходит в храм полностью погруженным в размышления о Боге, для него не существует внешнего, но только Высшее.

- почему бинду красного цвета?


На мой взгляд, самое логичное и подтвержденное мнение о цвете, это то, что красный цвет символизирует кровь.
Это сохранилось с древних времен, когда при совершении жертвоприношения, особенно при поклонении Деви, тилак ставится кровью жертвенного животного, это правило сохранилось и сейчас, в основном тантрическом поклонении во время приношения животного в жертву.
Так же, красный цвет символизирует Шакти, поэтому шакта-тилак имеет только красный цвет.
А на общем плане, кровь была заменена красным цветом кумкума.

Можно добавить, что на сегодняшний день, практически во всех храмах, во всех домах во время встречи гостей(естественно, где соблюдаются древние обычаи) всегда ставят тилак кумкумом или чанданом(иногда желтой куркумой) в знак благословения и выражения пожеланий благополучия гостей.


- коротко про тилаки

В Санатана Дхарме, в зависимости от религиозного направления и секты применяются разные тилаки.

Шакты, как правило используют кумкум и их тилак имеет форму либо бинди, либо слегка смазанной к верху бинди.





Вайшнавы, используют сандаловую пасту или глину со священных мест. В зависимости от секты, глину используют из Двараки, Ямуны, Вриндавана, Ганги и т.д., так же в ряде вайшнавских течениях используют и кумкум, либо в дополнении к тилаку из глины или сандала, либо, как самостоятельный материал. Вайшнавская тилака всегда имеет вид вертикальной черты или U-образную форму - урдхвапундра, что символизирует Вишну, как хранителя, поддерживающего Вселенную со всеми существами. Хотя, имеются и другие варианты тилаков и по форме, и по цвету, но это зависит уже от той или иной секты.





Шайвы, используют для тилака священный пепел - вибхути и чандан.
Тилак шиваитов имеет вид трех горизонтальных линий - трипундра с бинду в межбровье, подобно тому, что Шива является Владыкой творения, поддержания и разрушения Вселенной. Так же, трипундра напоминает о недолговечности временной и преходящей природе феноменального мира и о стремлении к освобождению от трех пут души, и стремлении к духовной близости к Богу. На юге используется и тилак состоящий из одной черты и бинду под ней.

Тилак преданных Муругана(Кумара) - это так же трипундра.

Ганапатьи, наносят или трипундру, или урхвапундру с небольшой линией из кумкума по середине. Также часто использует тика в виде тришулы(трезубец) красного цвета.

Тилак сауровов(те, кто поклоняются Сурье, как проявлению Высшего Божества) имеет вид двух горизонтальных линий, нижняя из которых меньше, чем верхняя.

Следует отметить, что тилаки шиваитов, ганапатьев, сауравов и каумаров так же могут иметь различия.

Помимо религиозных тилаков, имеются и тилаки соответствующие тем или иным варнам.

Сейчас редко, но раньше, имело место использования для тилака - чандана(сандал), агуру(алоэ), кастури(мускус) и шафран.

Так что, не все так просто, как может показаться на первый взгляд.
Это, конечно, неполная информация, поскольку тема довольна обширная.




Современное индийское общество, вполне принимает бинди из ткани, блестяшек и разных цветов, в качестве декора и украшения без какого-либо смыслового приложения.
Но, что касается именно религиозных и социальных символов, то скорее всего, они сохраняться еще не одно тысячелетие.








P.S. в настоящее время в Индии бинди уже составляет часть моды и правила по отношению нанесения бинди не такие строгие, как раньше. Сейчас бинди - это один из модных аксессуаров.
Хотя, многие используют бинди не только, как дань моде. 





Комментариев нет:

Отправить комментарий