ГАРБА
Гарба – это индийский танец, который зародился в Гуджарате. Этот танец относят к классическому танцу наравне с Бхаратнатьйам и Одисси.
Название танца - “гарбадип” происходит от санскритского слова “гарбха” - лоно и “дипа” - глиняная лампада.
Также слово гарбха переводится, как беременность, зародыш. Традиционно танец исполняется вокруг глиняного светильника, где во внутренней части находится пламя, называемое гарбадип.
Этот светильник символизирует жизнь и зародыш в лоне. Весь мир подобен зародышу, что покоится в лоне Божественной матери Дурги, таким образом во время танца Мать Дурга почитается как Мать Мира, Божественная Мать всего мироздания.
Танец исполняется по кругу, что символизирует индуистское представление о времени. Вращающиеся танцоры по кругу, символизируют цикличность времени. Как Вселенная и все что в ней, рождается, развивается и умирает, а после опять от смерти возвращается к жизни, так и все во Вселенной находится в постоянном круговороте времени, но лишь Божественная Мать неподвижна и всегда находится в центре всего, неизменная и постоянная. Таким образом танец Гарба – это почитания Бога, как Матери, которая всегда остается неизменной в постоянно меняющейся Вселенной.
Так же, у Гарбадип есть и другая интерпретация символизма. Сам сосуд светильника – это символ тела, в пределах которого пребывает Божественное(в форме Богини). Танец вокруг Гарбадип отражает и ту истину, что в каждом из людей есть Божественное, Брахман в них самих.
Большинство форм гарбы проходят в танце вокруг зажженной лампады, которая находится в глиняном сосуде.
Отмечу, что характерные движения "по спирали" и "кружение" характерно для многих духовных танцев.
Традиционно Гарбу танцуют во время Индуистского праздника Наваратри(нава - девять, ратри - ночь). Любая лампада(Гарба Дипа) или изображение Богини Дурги(Амбаджи) размещены в по центру танца, как почитаемый образ Божественного. А так же во время Шарадпурнимы, Васантпанчами, Холи и др. Фестивалей и торжественных событиях.
В основном, Гарба делится на два типа - современный и традиционный. Также есть разные виды Расс(Гарба), такие как - дандиярас, талирас, кханджарирас, манджирарас, диварас, типпнирас, талваррас, бедарас, тхалирас и др.
На современную Гарбу большое влияние оказал РасДандия, танец традиционно исполняемый мужчинами. Слияние двух этих танцев представляет собой завораживающий и динамичный танец.
Традиционная гуджаратская одежда, которую девают во время танца подобна тысячам звезд и солнцам, сияющими в свете танца.
Женщины одевают традиционные гхагхра чоли, украшенные раковинами, зеркальцами; украшают себя браслетами, бинди, мати, джхумкас, баджубандх, дупата(шаль) в традиционном стиле Гуджарата.
А мужчины одевают традиционные кафни пиджама, короткие курты, дупата и др.
В современных городах, внешний вид танцоров отличается от традиционных и одежда имеет более распространенный вид – сари, шальвар камиз, курты и т.д., вплоть до европейского стиля одежды.
В современной Индии и за ее пределами, Гарба привлекает особое внимание и пользуется популярностью не только среди старшего поколения, но и среди молодежи.
В США в более, чем 20 Университетах имеются Raas Garba Competitions, где каждый год довольно с большим размахом проходят обучение хореографии на профессиональном уровне и проводятся большие фестивали.
В Великобритании также существует большая популярность Гарбы, а среди диаспоры из Гуджарата существуют и свои собственные стили Гарбы, которые характерны для каждого сообщества. Известные центры Гарбы в Британии - это Чисвик и Нортхолт.
Самый многочисленный танец Гарба был проведен во время Наваратри в г. Вадодара, шт. Гуджара, около 45 000 танцоров исполняли танец. Это событие вошло в индийскую книгу рекордов и известен, как United Way of Baroda.
Комментариев нет:
Отправить комментарий