26.10.2010

Дивали. Дипавали,

Третий день - это и есть сам праздник Дивали, самый яркий, светлый и шумный день фестиваля


Обычно этот день связывают со следующей историей.
Когда-то на Земле правил асура-раджа Бали, совершая суровые аскезы и яджни. Он добился больших успехов, и это стало беспокоить девов. Девы, стали молить Нарайану, чтобы тот вмешался в эту ситуацию. Вняв молитвам богов, Нарайана принял форму карлика – Вамана-аватара.
Совершая очередное жертвоприношение, Бали Махараджа отдавал каждому все, что тот попросит.
Вамана явился в завершении яджни, когда все было роздано и ничего не оставалось.
Бали был расстроен, тогда Вамана просил дать ему то, что поместится в трех его шагах.
На все протесты своего учителя, Бали рассмеялся и согласился выполнить эту просьбу.
В тот же миг, Вамана приобрел, громадны размеры, первым шагом он измерил всю землю, вторым – небеса. После этого, Вамана обратился к Бали с вопросом, куда ему ступить, чтобы сделать третий шаг. В этот миг, Бали понял, что перед ним ни кто иной, как сам Нарайана, и поклонившись, Бали подставил свою голову под стопы Ваманы. Таким образом, Бали был побежден, а Вамана освободил из заточения асура тех. Кто был в его неволе.
Среди освобожденных были – Ганеша, устраняющий препятствия и трудности и Богиня Лакшми, дарующая богатство и процветание. Когда Лакшми и Ганеша ступили на землю, они принесли всем людям счастье и процветание.

Это самый важный день и полностью посвящен поклонению Лакшми Деви. Лакшми-пуджа припадает на амавасью или новолуние и в этот день солнце входит во вторую часть созвездия Весы, что используется для закрытия бухгалтерских книг, пользуясь равновесием и гармонизацией Весов. Это самый благоприятный день.
Хотя праздник и приходится на самую темную ночь месяца, но свет лампад, звук барабанов и хлопушек, пение бхаджанов и гимнов в честь Лакшми призывают Деви снизойти на землю в своей лучезарной форме. Таким образом, свет и сияние Богини нисходит на землю и благословляет всех свои сиянием среди звуков от пения гимнов и песен.
Обычно поклонение и пуджу Лакшми совершают утром и вечером, считается, что Богиня не посетит дом, если тот не будет чистым и освещенным. Поэтому в этот день все украшения домов, установка лампад, рисование ранголи и т.д. выполняются с еще большим усердием. В этот день, все двери окна открыты, а множество лампад освещают все вокруг, чтобы Лакшми посетила дом и каждая часть жизненного пространства, были освещены ее взглядом. Основная и главная Лакшми-пуджа совершается вечером.



Лакшми пуджа состоит из комплекса пяти пудж.

Ганеша-пуджа совершается вначале любой пуджи или любого другого священного ритуала, кому тот не был посвящен. Традиционно, Ганеша и Лакшми располагаются на алтаре вместе. Когда Ганеша находится находится рядом с Лакшми, он даруют поклоняющимся мудрость, богатство и благополучие. Ганеше предлагают в качестве подношений сандаловую и шафрановую пасту, ароматические масла и духи, хальди(куркума) и кум-кум, гирлянды из цветов, листья Бильвы. Предлагаются благовония, сладости, кокосовые орехи и плоды тамбула(бетель). В завершении Ганеша-пуджи, Господу предлагают аарти(зажженную лампаду) и поет арати и бхаджаны в честь Ганеши.
Милостью Ганеши, Бога божественной мудрости, устраняются все препятствия, обретаются совершенства и божественное благословение. Поэтому, в начале каждого действия, любой работы и всех священных церемоний совершается поклонение Вигхнахарте, благословляющего всех начинаний и благих дел.

После поклонения Ганеши совершается Лакшми пуджа.


Совершая Лакшми пуджу, Богине предлагают сандаловую и шафрановую пасту, душистые масла и духи. Богиню украшают и предлагают ей цветы и гирлянды из цветов. Также во время подношения, подносятся благовония, фрукты и сладости, кокосовые орехи и плоды тамбула. Также совершают особое подношение серебряных или золотых монет, или вообще денег. После этого совершают аарти и поют бхаджаны в честь Богини.
Богиня Лакшми не любит шум, поэтому во время пуджи, единственный звук, который раздается – это звон колокольчика. Хлопушки, бой барабанов и хлопанье в ладоши исключены не только во время Лакшми-пуджи, но и небольшое время после аарати и завершения пуджи.

Также, Лакшми поклоняются в ее трех аспектах – Маха-Лакшми, Богиня процветания, денег и богатства; Маха-Сарасвати, Богиня знания, писаний и божественной мудрости; Маха-Кали, разрушающая невежество и являющая внутренний свет и Истину.

Также почитается во время Лакшми-пуджи и Кувера, казначей и хранитель сокровищницы богов. Часто, сейфы или место где хранят деньги, почитаются, как символ Куберы.

Дивали – это не только праздник, веселье и радость, это так же благоприятно время для садханы.
Этот праздник свидетельствует нам о Высшей Истине, Высшем Свете. Дивали – это также празднование победы благости и света, над страстью и невежеством в нас самих. Асуры, о которых рассказывают эпические истории, являются олицетворением нашего несовершенства и невежества. Истории о победе Божественного над демонами, должны нам рассматриваться, так же, как и поиск в самих себя, самоконтроля, самопожертвования и предание себя Высшему, которые ведут нас от тьмы невежества к свету мудрости, самопознания и постижению Истины.

Бхагавати Лакшми, Богиня процветания и богатства, не должна быть для нас только Богиней богатства и денег. Бхагавати Лакшми – Богиня Духовного Богатства. Она являет нам образ и святость духовного поиска человека, как богатство и сияние духа. Именно, Лакшми Деви, являет нам образ Божественного Процветания, образ обретения света Истины и Богопознания.
Духовное совершенство и познание Божественного - это и есть проявление Лакшми, чье сияние подобно свету солнца, разгоняющего тьму.
В «Вишну-пуране» мы надем такие строки – «Нарайана – солнце, Лакшми – свет солнца, они не отделимы друг от друга». Везде, где есть Божественное, есть и процветание. Во время Дивали, мы поклоняемся Высшему, который есть источник всего сущего, всего совершенства и процветания.
Мы поклоняемся тому Высшему Господу, который в своем символическом облике света, огней, освещения и аарти, в радости и счастье приходит к нам, чтобы помочь нам на нашем Пути и даровать нам свое благословение. Дивали, это праздник в честь обретения душами света и благословений Господа; день, когда каждый из нас может победить тьму невежества и обрести свет мудрости и знание о Высшем.


Глиняный дийа или глиняная лампадка является символом пяти элементов, из которых состоит наше тело, а горящее пламя – символизирует Атман, чье сияние освещает и удаляет тьму. Это символ того, что мы должны не забывать о нашем предназначении и о той истине, что сокрыта в нас; к которой мы стремимся и которой мы являемся.

© Шива Анураг
© Шив Шакти Кул

Комментариев нет:

Отправить комментарий